Rambler's Top100


Виртуальный клуб начинающих программистов на Delphi


Заводь
Мелководье
Сокровищница
Рифы
Течения
Архивный грот
Дальние земли
Жемчужница
Ловцы жемчуга
Почтовый грот
Дельфинарий
Карта бухты

Rambler's Top100


Mastak.ru - качественный хостинг на двух континентах

The List of Russian Web Servers WebList.Ru

Компьютерная история (официальная версия)
Компьютерная история (неофициальная версия)
История компьютеризации России.

Компьютерная история (официальная версия)

    Те, кто интересовался компьютерами еще до их массового появления в нашей стране, скорее всего, знакомы и с "официальной" историей развития компьютеров - популярной литературы на эту тему в советские времена издавалось немало. Однако затем праздное любопытство уступило место насущной необходимости всеобщей компьютеризации, и о славном прошлом компьютеров на время позабыли. Теперь, когда почти любой желающий может иметь свой собственный компьютер, интерес к истокам начинает возвращаться.

    Официальная история делит вычислительную технику на поколения, различающиеся прежде всего своей элементной базой - то есть тем, из каких элементов были сделаны компьютеры. При этом получается весьма стройная картина.

    Первое поколение (1945-1954) - компьютеры на электронных лампах (вроде тех, что были в старых телевизорах). Это доисторические времена, эпоха становления вычислительной техники. Большинство машин первого поколения были экспериментальными устройствами и строились с целью проверки тех или иных теоретических положений. Вес и размеры этих компьютерных динозавров, которые нередко требовали для себя отдельных зданий, давно стали легендой.

    Основоположниками компьютерной науки по праву считаются Клод Шеннон - создатель теории информации, Алан Тьюринг - математик, разработавший теорию программ и алгоритмов, и Джон фон Нейман - автор конструкции вычислительных устройств, которая до сих пор лежит в основе большинства компьютеров. В те же годы возникла еще одна новая наука, связанная с информатикой, - кибернетика, наука об управлении как одном из основных информационных процессов. Основателем кибернетики является американский математик Норберт Винер.

    (Одно время слово "кибернетика" использовалось для обозначения вообще всей компьютерной науки, а в особенности тех ее направлений, которые в 60-е годы считались самыми перспективными: искусственного интеллекта и робототехники. Вот почему в научно-фантастических произведениях роботов нередко называют "киберами". А в 90-е годы это слово опять всплыло для обозначения новых понятий, связанных с глобальными компьютерными сетями - появились такие неологизмы, как "киберпространство", "кибермагазины" и даже "киберсекс".)

    Во втором поколении компьютеров (1955-1964) вместо электронных ламп использовались транзисторы, а в качестве устройств памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны - далекие предки современных жестких дисков. Все это позволило резко уменьшить габариты и стоимость компьютеров, которые тогда впервые стали строиться на продажу.

    Но главные достижения этой эпохи принадлежат к области программ. На втором поколении компьютеров впервые появилось то, что сегодня называется операционной системой. Тогда же были разработаны первые языки высокого уровня - Фортран, Алгол, Кобол. Эти два важных усовершенствования позволили значительно упростить и ускорить написание программ для компьютеров; программирование, оставаясь наукой, приобретает черты ремесла.

    Соответственно расширялась и сфера применения компьютеров. Теперь уже не только ученые могли рассчитывать на доступ к вычислительной технике; компьютеры нашли применение в планировании и управлении, а некоторые крупные фирмы даже компьютеризовали свою бухгалтерию, предвосхищая моду на двадцать лет.

    Наконец, в третьем поколении ЭВМ (1965-1974) впервые стали использоваться интегральные схемы - целые устройства и узлы из десятков и сотен транзисторов, выполненные на одном кристалле полупроводника (то, что сейчас называют микросхемами). В это же время появляется полупроводниковая память, которая и по всей день используется в персональных компьютерах в качестве оперативной.

    В эти годы производство компьютеров приобретает промышленный размах. Пробившаяся в лидеры фирма IBM первой реализовала семейство ЭВМ - серию полностью совместимых друг с другом компьютеров от самых маленьких, размером с небольшой шкаф (меньше тогда еще не делали), до самых мощных и дорогих моделей. Наиболее распространенным в те годы было семейство System/360 фирмы IBM, на основе которого в СССР была разработана серия ЕС ЭВМ.

    Еще в начале 60-х появляются первые миникомпьютеры - небольшие маломощные компьютеры, доступные по цене небольшим фирмам или лабораториям. Миникомпьютеры представляли собой первый шаг на пути к персональным компьютерам, пробные образцы которых были выпущены только в середине 70-х годов. Известное семейство миникомпьютеров PDP фирмы Digital Equipment послужило прототипом для советской серии машин СМ.

    Между тем количество элементов и соединений между ними, умещающихся в одной микросхеме, постоянно росло, и в 70-е годы интегральные схемы содержали уже тысячи транзисторов. Это позволило объединить в единственной маленькой детальке большинство компонентов компьютера - что и сделала в 1971 г. фирма Intel, выпустив первый микропроцессор, который предназначался для только-только появившихся настольных калькуляторов. Этому изобретению суждено было произвести в следующем десятилетии настоящую революцию - ведь микропроцессор является сердцем и душой нашего с вами персонального компьютера.

    Но и это еще не все - поистине, рубеж 60-х и 70-х годов был судьбоносным временем. В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть - зародыш того, что мы сейчас называем Интернетом. И в том же 1969 г. одновременно появились операционная система Unix и язык программирования С ("Си"), оказавшие огромное влияние на программный мир и до сих пор сохраняющие свое передовое положение.

    К сожалению, дальше стройная картина смены поколений нарушается. Обычно считается, что период с 1975 по 1985 гг. принадлежит компьютерам четвертого поколения. Однако есть и другое мнение - многие полагают, что достижения этого периода не настолько велики, чтобы считать его равноправным поколением. Сторонники такой точки зрения называют это десятилетие принадлежащим "третьему-с-половиной" поколению компьютеров, и только с 1985 г., по их мнению, следует отсчитывать годы жизни собственно четвертого поколения, здравствующего и по сей день.

    Так или иначе, очевидно, что начиная с середины 70-х все меньше становится принципиальных новаций в компьютерной науке. Прогресс идет в основном по пути развития того, что уже изобретено и придумано, - прежде всего за счет повышения мощности и миниатюризации элементной базы и самих компьютеров.

    И, конечно же, самое главное - что с начала 80-х, благодаря появлению персональных компьютеров, вычислительная техника становится по-настоящему массовой и общедоступной. Складывается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что персональные и миникомпьютеры по-прежнему во всех отношениях отстают от больших машин, львиная доля новшеств последнего десятилетия - графический пользовательский интерфейс, новые периферийные устройства, глобальные сети - обязаны своим появлением и развитием именно этой "несерьезной" технике. Большие компьютеры и суперкомпьютеры, конечно же, отнюдь не вымерли и продолжают развиваться. Но теперь они уже не доминируют на компьютерной арене, как было раньше.

    Особого упоминания заслуживает так называемое пятое поколение, программа разработки которого была принята в Японии в 1982 г. Предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта. С помощью языка Пролог и новшеств в конструкции компьютеров планировалось вплотную подойти к решению одной из основных задач этой ветви компьютерной науки - задачи хранения и обработки знаний. Коротко говоря, для компьютеров "пятого поколения" не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на "почти естественном" языке, что от них требуется.

    Такой подход не нов; далее мы поговорим подробнее о том, что такое искусственный интеллект и чего он позволяет добиться. Однако планы создания специализированных "интеллектуальных" компьютеров, а тем более - попытки произвести с их помощью очередную компьютерную революцию, судя по всему, оказались утопическими. Во всяком случае, "японский проект" сколько-нибудь ощутимых результатов так и не принес.

Компьютерная история (неофициальная версия)

Вторая половина уходящего столетия не может пожаловаться на недостаток так называемых "эпохальных" изобретений. Однако ни полеты в космос, ни атомная энергия не смогли оказать такого всепроникающего и всепереворачивающего влияния на общество, как компьютеры. Причем моменты, когда это воздействие было наиболее сильным, редко совпадали со сменами вех в компьютерной науке. Можно сказать, что в массовом сознании творилась своя, неофициальная компьютерная история.

На раннем этапе этой истории главная роль принадлежала научной фантастике, которая в конце 50-х - начале 60-х переживала бурный расцвет. Изобилие романов, рассказов, фильмов самого разного уровня качества, в которых реальные факты было очень сложно отличить как от вымышленных, но в принципе возможных, так и от совершенно невероятных, привело к тому, что представления о компьютерах "человека с улицы" надолго приобрели сомнительный оттенок.

Компьютер как таковой предоставляет не слишком много сюжетов для развлекательной литературы - его интерес в другом. Поэтому фантасты прежде всего набросились на идею "искусственного интеллекта", которая, казалось бы, позволяла сделать из компьютера некую личность, пригодную на роль действующего лица.

К сожалению, тема "искусственного интеллекта" в таких произведениях обычно ограничивалась возникновением в компьютере (разумеется, вопреки ожиданиям его создателей) собственной, чаще всего недоброй воли. Эта самостоятельность компьютера (робота, "электронного мозга" и т.п.) парадоксальным образом сочеталась с тем, что, по мнению авторов, всегда будет присуще любым искусственным устройствам: ограниченностью, "железной" логикой, отсутствием эмоций. Получившаяся в результате смесь очень мало напоминала что-либо существующее или хотя бы возможное в реальности.

В то же время фантастика делала и благородное дело, насаждая в обществе интерес к компьютерам вообще (во многом благодаря ей профессия программиста была некогда одной из самых престижных). Но затем - в конце 60-х и 70-е годы - наступило затишье. Интерес к новинке поостыл, и фантасты переключились на другие сюжеты. Компьютерная наука не делала в те годы крупных прорывов, - а если и делала, мало кто мог оценить их масштаб и значение. Компьютерный взрыв 80-х готовился исподволь и незаметно.

Средний американский обыватель, на которого в середине 80-х обрушилась волна рекламы, убедительно доказывающая, что без компьютера ему не прожить, оказался в странном положении. Фантастической литературой и фильмами он был приучен думать, что компьютер - штука примерно столь же экзотическая, как инопланетянин. Правда, в газетах время от времени мелькали сообщения, свидетельствующие о том, что ученые продолжают возиться со своими компьютерами, но это уже мало кого касалось. И вдруг он узнает, что самый настоящий компьютер можно купить в бакалейной лавке за углом. А главное - оказывается, его бизнес обречен на банкротство, если он тут же не научится писать письма и вести свою бухгалтерию на компьютере!

Конечно, компьютеры 80-х были уже совсем не похожи на тех тупых, медлительных гигантов, которых создатели гордо демонстрировали восхищенным журналистам двадцать лет назад. Они стали гораздо мощнее и миниатюрнее. И хотя ученые, которые всегда оставались главными клиентами компьютеров, по-прежнему были готовы обеспечить их множеством разнообразной работы, - все же компьютеры к этому моменту явно созрели для чего-то еще.

История компьютеризации России.

Тем, кто впервые услышал о компьютерах несколько лет назад, возможно, будет небезынтересно узнать, что СССР в свое время был далеко не последней компьютерной державой мира. И чем дальше мы углубляемся в историю, тем менее заметно наше отставание. Так, компьютеры серии БЭСМ ("Большая электронно-счетная машина"), строившиеся в конце 50-х - начале 60-х годов, были для своего времени выдающимся достижением по каким угодно меркам.

К сожалению, в 60-е годы советским компьютерным начальством было принято решение не пытаться "изобрести велосипед", а взять за основу массового производства известное семейство 360/370 американской фирмы IBM. Так появилась серия ЕС ("Единая серия"), машины которой составляли большую часть компьютерного парка во всех социалистических странах. Разумеется, такое санкционированное государством пиратство положило немедленный конец любым оригинальным разработкам - придумывать что-то свое стало не только невыгодно, но и попросту опасно, дабы не потерять совместимости с заокеанскими прототипами.

И когда в середине 80-х, с энтузиазмом ранней перестройки, общественность забила в колокола "всеобщей компьютерной грамотности", советская компьютерная индустрия ответила так, как она только и могла ответить. Был взят персональный компьютер IBM PC той же фирмы IBM (к тому времени уже заметно устаревший), приспособлен для сборки из советских микросхем и назван той же аббревиатурой ЕС с очередным номером: ЕС-1840, ЕС-1841 и т.д.

Малодоступность и дороговизна "профессиональных" персональных компьютеров, пусть даже и советской сборки, обусловила огромную популярность так называемых "бытовых" компьютеров - "Микрош", "Радио-86", машин серии БК, а также их западного аналога Sinclair ZX Spectrum ("Синклера"), который был приспособлен умельцами к доступным у нас электронным компонентам и полуподпольно производился в огромных количествах. Эти компьютеры с мизерной памятью и быстродействием едва годились для несложных игр - и тем не менее немало энтузиастов пытались писать для них серьезные программы, терпеливо дожидаясь своего часа и "настоящей" компьютерной революции. Еще более феноменальной была популярность программируемых калькуляторов (Б3-34, МК-54 и др.), которые для многих были не только первой школой программирования, но и развлечением - как ни трудно в это поверить сейчас, для этих устройств с дисплеем из десятка светящихся цифр было написано немало игровых программ.

Конечно, советские персональные компьютеры обладали родовыми недостатками всей продукции с маркой "сделано в СССР". И все же немало людей впервые познакомилось с компьютерами именно на этих образцах, и еще долго "советские IBM PC" представляли собой более дешевую альтернативу импортной технике. Однако монополия государственной промышленности продолжалась недолго. Российский торговый капитализм набирал обороты, и в 1991-1992 годах страна оказалась просто заваленной вычислительной техникой самых разных зарубежных производителей.

Сразу же обнаружились предпочтения. Подавляющее большинство ввозимых в стану компьютеров были IBM-совместимыми, и большая часть их была произведена в Юго-восточной Азии ("желтая сборка"). Причины этих аномалий очевидны: открытая архитектура IBM PC позволяет производить совместимые с ним компьютеры буквально кому угодно, что, в свою очередь, подстегивает конкуренцию и снижает цены - особенно для тех производителей, кто располагает дешевой рабочей силой. А ценовой фактор, само собой, был для наших новоиспеченных предпринимателей решающим.

В области программного обеспечения ситуация была во многом схожей. Компьютерная промышленность в стране развитого социализма не ограничивалось повторением материальной части западных прототипов, но включала в себя и разработку "пакетов прикладных программ" - в качестве которых брались самые знаменитые из оригинальных программных продуктов и безжалостно "русифицировались", часто с потерей большей части функций. К счастью, практика эта прекратилась еще задолго до распада СССР.

В начале же 90-х, вместе с импортными компьютерами, в страну хлынул поток западных программ. Но, в отличие от самих компьютеров, за программы никто пока платить не собирался. "Пиратство" (незаконное копирование программ) было - да и сейчас остается - в нашей стране настолько естественным явлением, что и до сих пор на наш рынок отваживаются выйти только гиганты западной программной индустрии, чьи продукты настолько популярны, что могут рассчитывать на определенное количество желающих заплатить за них деньги.

Беззастенчивое копирование программ имело результатом интересные особенности в практике их использования. С одной стороны, российский пользователь всегда имел необходимый минимум программных продуктов - ему не приходилось сражаться с голой командной строкой или пользоваться редактором edlin из MS-DOS. С другой стороны, отсутствие рынка и рекламы привело к тому, что разнообразие используемых у нас программ было существенно ограничено. О многих программных продуктах, имеющих на западе пусть небольшое, но стабильное число пользователей, у нас попросту не слыхали. Впрочем, не совсем понятно, чему следует приписать повальную популярность у нас некоторых программ, о которых, наоборот, мало кто слышал на Западе (таких как Norton Commander, который даже породил целый ряд подражаний и "клонов") - их действительным достоинствам или малоизученным пока закономерностям "рыночной экономики без рыночной инфраструктуры"?

Конечно, сейчас ситуация изменилась очень сильно (ведь эта глава посвящена, в основном, истории). Теперь у нас не редкость и Макинтоши, и компьютеры известных американских фирм (так называемые "brand name"), а русифицированные версии известных программ (причем русифицированные самой фирмой-производителем) выходят почти одновременно с оригинальными. В общем, блага цивилизации налицо. И все же дурная наследственность советских времен нередко дает себя знать и сейчас...

Идеи и пожелания с удовольствием почитаем.

Хостинг от uCoz